ВВЕДЕНИЕ

ПАЛЕОЛИТ

  История изучения
  палеолитических
  памятников Поволжья

  Первоначальное
  заселение Поволжья.
  Средний палеолит

  Верхний палеолит

  Заключение

МЕЗОЛИТ

  Мезолитические
  памятники Самарского
  края и история их изучения

  Мезолитические
  культуры Среднего
  Поволжья

  Заключение

НЕОЛИТ

  История изучения
  неолита лесостепного
  Волго-Уральского
  междуречья

  Ранний неолит
  Елшанская культура

  Средневолжская
  культура

ЭНЕОЛИТ

  Ранний энеолит
  Самарская культура

  Развитый энеолит

  Поздний энеолит

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ
ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО
РЕГИОНА ЭПОХИ
НЕОЛИТА-ЭНЕОЛИТА

ЭНЕОЛИТ

О ПОНЯТИИ "ЭНЕОЛИТ". ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ

     Название "энеолит" происходит от греческих слов "энеус" - медь и "литос" - камень. Этим термином археологи называют предшествующий появлению бронзы период распространения медных изделий, сосуществовавших с развитой каменной индустрией, полностью сохранившей свое значение. В этот период на территории Восточной Европы в степной, лесостепной и лесной зонах происходит сложение крупных этнокультурных общностей, таких как мариупольская, хвалынско-среднестоговская, волосовская и других.
     Открытие нового природного материала - меди, повлекло за собой серьезные изменения в жизни людей. Однако распространение металлических предметов и навыков их обработки требовало времени, а также меднорудных залежей. Древнейшие в мире изделия из меди обнаружены на поселениях Чатал-Хююк и Чайоню в исторической области на юго-востоке Турции. Они датируются VIII-VII тыс. до н.э. В Европе первые медные предметы появляются на рубеже V и IV тыс. до н.э. И происходят из Балкано-Карпатского района.
     Эпоха энеолита в лесостепном Поволжье определяется второй половиной V - серединой III тыс. до н.э. Данный хронологический промежуток на территории региона - это время появления и внедрения медных орудий в хозяйственную и социальную жизнь, людей. В Энеолите происходят процессы распространения производящей экономики в ее скотоводческой специализации, формирования новых сложных традиций и ритуалов, активизация культурных связей. На протяжении двух тысячелетий здесь появлялись, развивались, и исчезали яркие культурно-исторические образования.
     Своеобразие действия исторических процессов в условиях лесостепной зоны было обусловлено природно-географической спецификой - значительной экологической емкостью лесостепи и разнообразием природно-ландшафтных условий, что обуславливало наличие нескольких моделей экономики населения. На протяжении всей энеолитической эпохи в лесостепи фиксируется длительное параллельное существование культур с разностадиальными признаками, поскольку на этой территории сохранялись, рентабельность различных вариантов производящего и присваивающего хозяйства. Развитая волжская гидросистема благоприятствовала продвижению людей как в широтном, так и в меридиональном направлениях, соединяя лесные северные районы с нижневолжскими степями. Ландшафтное многообразие лесостепи способствовало взаимодействию и смешению различных культурных традиций, а главное - формированию собственной линии развития населения.
     Территория Самарской области расположена в лесостепной и степной зонах. относительной границей между которыми является бассейн реки Самары, имеющей многочисленные притоки. Палеогеографические исследования показали, что природные условия энеолитической эпохи отличались от современных более теплым и влажным климатом, большей облесенностью пойм рек и широким распространением черноземных луговых почв. В связи с этим южная граница лесестепной зоны располагалась южнее современной (Иванов И.В., 1983). Это время соответствует атлантическому периоду голоцена (8000-45 н.), который рассматривается как этап климатического оптимума, проявившийся во всех природных зонах и сыгравший значительную роль в процессе формирования современной ландшафтной зональности (Лаврушин Ю.А., Спиридонова Е.А., 1995. С. 191).
     История изучения
     До начала 70-х годов в степном и лесостепном Поволжье к эпохе энеолита исследователи относили подкурганные захоронения ямной культуры (Мерперт Н.Я., 1958). Однако на территории Самарского края были известны отдельные находки и погребения более раннего времени: материалы со стоянки Захар-Калма, каменный скипетр из собрания краеведческого музея г.куЙбышева (Мерперт Н.Я., 1974. С. 165) (рис.18, 1), погребение из Криволучья (Гольмстен В.В., 1931. С. 7-12). Эти немногочисленные материалы исследователи использовали при решении проблемы происхождения ямной и других культур бронзового века. Н.Я. Мерперт предполагал, что именно районы Волго-Уральского междуречья могли быть местом формирования ямных традиций. Это предположение со временем подтвердилось (Агапов С.А., Васильев И.Б., Пестрикова В.И., 1990. С. 83-85).
     Открытие таких опорных памятников эпохи энеолита, как Съезженский и Хвалынский могильники, Виловатовская, Ивановская и Елшанская стоянки, а также исследования в Северном Прикаспии позволили И.Б. Васильеву построить схему развития энеолитических культур Поволжья (Васильев И.Б., 1979, 1981). Затем она была уточнена и дополнена Н.Л. МоргуновоЙ, которая ввела в научный оборот материалы поселений, изученных в 80-90 годах на территории юга лесостепи Волго-Уральского междуречья (Моргунова Н.Л., 1984; 1995).
     Ранний энеолит представлен первым этапом самарской культуры, которая входит в мариупольскую культурно-историческую область, занимающую лесостепь и степь Восточной Европы. Период развитого энеолита характеризуется памятниками самарской (второй этап) и хвалынской культур, распространенных в степном и частично лесостепном Поволжье, где происходило их взаимодействие. На основании ряда близких черт Съезженского и Хвалынского могильников В.И. Пестрикова высказала предположение об их синхронности (Пестрикова В.И., 1987). Определенное культурное единство хвалынских племен с населением Подонья и Приднепровья позволило предположить существование хвалынско-среднестоговской культурной области (Васильев И.Б., 1979).
     В период позднего энеолита пути развития поволжского населения в степи и лесостепи различны. В степной зоне появляются древнейшие подкурганные захоронения, а в лесостепи наблюдается процесс локализации археологических культур. В это время из лесной зоны в южные лесостепные районы проникают племена волосовской, гаринской и новоильинской культур (рис.1). Их переселение, возможно, связано с изменениями климатических условий в лесной зоне в середине III тыс. до н.э. (Овчинникова Н.В., 1997). Глобальное похолодание климата, смену широколиственных лесов темнохвойной тайгой палеогеографы склонны рассматривать как палеоэкологический кризис (Лаврушин Ю.А., Спиридонова Е.А., 1995. C. l93).

© История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. - Изд. Сам. науч. центра РАН; 2000
Редакционная коллегия: Копытов П.С., Васильев И.Б., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н., Храмков Л.В.
Редакторы: Выборнов А.А., Колев Ю.И., Мамонов А.Е.
Хостинг предоставлен: Порталом "Археология России"