ВВЕДЕНИЕ

ПАЛЕОЛИТ

  История изучения
  палеолитических
  памятников Поволжья

  Первоначальное
  заселение Поволжья.
  Средний палеолит

  Верхний палеолит

  Заключение

МЕЗОЛИТ

  Мезолитические
  памятники Самарского
  края и история их изучения

  Мезолитические
  культуры Среднего
  Поволжья

  Заключение

НЕОЛИТ

  История изучения
  неолита лесостепного
  Волго-Уральского
  междуречья

  Ранний неолит
  Елшанская культура

  Средневолжская
  культура

ЭНЕОЛИТ

  Ранний энеолит
  Самарская культура

  Развитый энеолит

  Поздний энеолит

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ
ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО
РЕГИОНА ЭПОХИ
НЕОЛИТА-ЭНЕОЛИТА

ЭНЕОЛИТ

РАЗВИТЫЙ ЭНЕОЛИТ

     Хвалынская культура
     Хвалынская культура была открыта в результате исследования крупного грунтового могильника на севере Саратовской области недалеко от города Хвалынска, расположенного на невысоком всхолмлении коренной террасы правого берега р. Волги - ныне Саратовского водохранилища. Весь комплекс признаков изученного памятника был достаточно своеобразен, что позволило авторам (Агапов С.А., Васильев И.Б., Пестрикова В.И, 1990) говорить о новой энеолитической культуре и считать могильник эталонным памятником. Позднее были открыты Хлопковский (Малов Н.М., 1982), Ивановский (Моргунова Н.Л., 1979) и II Хвалынский могильники, а также целый ряд стоянок в Северном Прикаспии (Барынкин П.Л., Васильев И.Б., 1985). К хвалынским древностям относится известное погребение у села Криволучье в Самарской области (Гольмстен В.В., 1931) и разрушенный могильник у с. Ивановка в Оренбургской области. Типичная керамика и некоторые характерные для хвалынской культуры предметы найдены на поселенческих памятниках в бассейне р. Сок: на стоянках Чесноковской, II Большераковской, Лебяжинке I, IV, Гундоровском поселении. Ареал распространения памятников хвалынской культуры охватывает степные и лесостепные районы Поволжья и Приуралья от р. Урал на востоке до Волго-Донского междуречья на западе.
     Возможно, что в формировании хвалынской культуры развитого энеолита принимали участие самарская и прикаспийская раннеэнеолитические культуры (Васильев И.Б., 1981. C. 12). При сопоставлении погребального обряда, типов и категорий инвентаря, обнаружена близость и некоторая преемственность в культурах этих двух энеолитических периодов Поволжья. Однако место хвалынской культуры степного и лесостепного Поволжья в системе синхронных энеолитических культур Восточной Европы нельзя понять без ее сопоставления с материалами более западных территорий, а особенно, среднестоговской культуры. Своеобразие керамики хвалынских и среднестоговских памятников вместе с некоторыми отличительными чертами погребального обряда и инвентаря говорит о принадлежности их к различным археологическим культурам. Вместе с тем, хвалынские и среднестоговские памятники имеют целый ряд близких черт, что свидетельствует об их хронологической и культурной близости и возможности орбъединения в крупную хвалынско-среднестоroвскую историко-культурную общность Каспийско-Черноморской степи эпохи развитого энеолита.
     Погребальный обряд хвалынских племен
     Характерно сочетание бескурганного на раннем этапе и курганного - на позднем, обрядов погребения при преобладании бескурганного. Широкое распространение имеют жертвенники с костями животных и инвентарем. Оформление могильных ям нечеткое, либо отсутствует, внутримогильных конструкций не зафиксировано. Над погребениями встречаются каменные закладки. Характерный обряд захоронения умерших - скорченное положение с ногами, поставленными коленями вверх; гораздо реже встречаются погребения на боку или во вторичном залегании. Преобладают совместные захоронения, отмечены многоярусные. Имеется окраска охрой. Характерно появление обычая помещать керамику в погребение, тогда как в эпоху раннего энеолита она находилась только на жертвенных площадках отдельно от пагребенных. Количество инвентаря в погребениях различно. Есть безынвентарные погребения, есть очень богатые, что может свидетельствовать о начавшемся процессе имущественного и социального расслоения общества. Это обстоятельство отмечается при сопоставлении материалов I и II Хвалынских могильников. Во II Хвалынском могильнике, который в пять раз меньше первого, инвентаря возле погребенных в несколько раз больше. Вещи располагались, как правило, справа от погребенного или на правом плече. Погребальный инвентарь разнообразен: каменные скипетры и топоры с цапфами "криволучского" типа, каменные и медные браслеты и кольца, бусы из раковины, прямоугольные нашивки из клыка кабана. Обнаружено большое количество украшений из ископаемых раковин, из целых клыков и их срезов, костяные гарпуны и крючки, каплевидные костяные подвески и имитации зубов оленя, большое количество боченковидных пронизей. Сравнительно многочисленны кремневые изделия, в том числе крупные кремневые пластины, наконечники дротиков, небольшие тесла и долота (рис.16) (рис.17) (рис.19).
     Погребение, представленное на рисунке - одно из типичных погребений Хвалынского могильника (рис.15). Оно происходит из тройного ярусного захоронения и является в нем самым нижним. Были прослежены слабые очертания могильной ямы, которая имела овальную форму. Погребенный мужчина лежал на спине, головой на север, с небольшим отклонением к западу. Ноги первоначально стояли коленями вверх, а затем упали вперед и вправо. Руки вытянуты вдоль туловища, чуть согнуты в локтях, кисти лежат на тазовых костях. Скелет сильно окрашен охрой. На костях погребенног и вокруг него обнаружено свыше тысячи мелких украшений: бусины из раковины, тонкие цилиндрические пронизки, кости крупной птицы (дрофы?). Мелкие бусины и пронизки распределялись по затылочной части черепа и на лобных костях, у висков бусы лежали многочисленными низками по 3-5 штук. Большие скопления бус отмечены в области локтей, запястий и коленей, где виден богатый и сложный узор. Здесь сохранилось низки бус по сто и более штук, часть из которых образует кольцо с пересекающей его линией и крестом. У плечевых костей погребенного располагались кости птиц - так называемые "флейты", которые являлись символами престижа и предметами культа. В районе черепа погребенного обнаружено два медных кольца. В совокупности украшения являются остатками своеобразного погребального костюма, расшитого бусами и дополненного подвесками, пронизями и медными кольцами. По расположению на погребенных украшений бус, пронизей, нашивок, подвесок, медных изделий, возможна реконструкция костюма. Головной убор представлен шапочкой, расшитой впереди и на затылке. Края шапочки или повязки, одежда по краям обшлагов, подолу и на груди, а также обувь, украшались бусинами из раковин. Из бус сделан пояс и ожерелья. На шапочке и в ожерельях встречены подвески из морских раковин, каплевидные и имитирующие зубы оленя, различные пронизи. Почти все типы украшений в равной степени использовались в костюмах мужчин, женщин и детей. Практически всегда, когда в погребение был положен инвентарь, умершего одевали в расшитый костюм или украшали подвесками, но при одном умершем никогда не помещались одновременно медные украшения и сосуды. (Агапов С.А., Васильев И.Б., Пестрикова В.И., 1990. С. 68).
     Специфична керамика с примесью толченой раковины в глине, валиковидными утолщениями венчиков, украшенная характерным орнаментом из рядов насечек или отпечатков аммонитов, разделенных прочерченной волной (рис.18). Сосуды имеют разные формы: колоколовидные с отогнутым наружу венчиком и прямыми стенками со слегка раздутым туловом и стянутой шейкой - мешковидные, шаровидные, один из которых имеет зооморфные налепы, а также чаши. Последние, вероятно, использовались во время тризн при захоронении, так как они сильно фрагментированны и рассеяны по территории могильника. Колоколовидные открытые сосуды являлись жертвенной посудой, поскольку они найдены на жертвенных площадках. Закрытые колоколовидные, шаровидные и миниатюрные сосуды найдены в погребениях. Они многочисленны и являлись в ритуально-обрядовой практике хвалынского населения погребальным инвентарем.
     В погребениях хвалынской культуры найдены первые на территории лесостепного Поволжья металличсские изделия - украшения из меди в виде бус, колец, подвесок и браслетов (рис.19). По заключению Е.Н. Черных, население хвалынской культуры использовало медь Балкано-Карпатской металлургической провинции. Поступление металла на Волгу шло опосредованно через трипольские, среднестоговские и новоданиловские племена Северного Причерноморья и Приазовья (Черных Е.Н., 1978).
     Одним из проявлений социальной стратификации племен хвалынской культуры являются каменные скипетры. Скипетры широко известны на территории степной зоны Югославии, Румынии, Молдавии, Предкавказья, Калмыкии, Поволжья и Приуралья. В работах Е. Комша, В.Н. Даниленко, Д.Я. Телегина, Е.В. Ярового и других исследователей были учтены все известные скипетры, и затем они были разделены на две группы: стилизованные и зооморфные. Способы крепления скипетров различны. Изделия, не имеющие отверстия, крепились к деревянной коленчатой рукояти, с отверстием посередине - насаживались на рукоять подобно булавам. Скипетры рассматриваются как изображения лошадей, а желобки вдоль тела скипетров - имитация древней узды. На некоторых скипетрах это примитивная узда типа намордника, изобретенная для приручения диких лошадей, конструктивно близкая к уздечкам ослов и лошадей Древнего Востока. В.Н. Даниленко считает скипетры, изображающие верховых и боевых коней, атрибутом патриархальной власти вождя-всадника. Скипетры появляются одновременно с другими знаками власти, в том числе булавами, и символизируют черты общественной, военной и духовной жреческой власти вождей. Знаки власти свидетельствуют об утвердившемся имущественном и социальном расслоении общества. Распространение скипетров связывается с миграциями степных скотоводческих племен в середине - второй половине IV тыс. до н.э. (Даниленко В.Н., 1974).
     Поселения, содержащие хвалынские материалы, расположены по берегам стариц и на возвышенностях в поймах рек. Жилищ, углубленных в землю, не обнаружено. Возможно, это связано с новым типом скотоводческого хозяйства, который предполагал кочевой образ жизни. По материалам поселений можно выделить три типа посуды, которая несколько отличается от погребальной. К первому типу относятся колоколовидные сосуды с плоскими воротничками на венчиках, имеющие примесь толченой раковины и песка в глиняном тесте, орнаментированные зубчатым штампом, часто с косыми зубцами. Орнамент представлен также ячейками, прочерченными линиями, образующими зигзаги и ряды оттисков. Этот тип керамики достаточно близок посуде самарской культуры. Второй тип имеет обильную примесь раковины в глине, мешковидную и котловидную форму, сильно утолщенные венчики. Орнамент состоит из полос отпечатков аммонита или перевитого шнура, разделенных прочерченными волнистыми линиями (рис.22). Третий тип керамики представлен сосудами с примесью раковины и растительной органики в глине, колоколовидной, шаровидной и подцилиндрической форм, с воротничковыми или сильно утолщенными венчиками, образующими изнутри ребро. Орнамент нанесен оттисками аммонита, шнура, зубчатого штампа, ямками. Зачастую близко поставленные виды штампа имитируют орнаментацию хвалынских сосудов. На этом типе посуды сочетаются черты самарской и хвалынской культур (рис.21). Сложение гибридных форм показывает взаимодействие двух энеолитических культур на территории поволжской лесостепи. На поселениях, кроме керамики, найдены каменные браслеты и булавы, бусы, изготовленные из речных раковин, зооморфный каменный скипетр (рис.20).
     Хозяйство хвалынских племен
     Определения костей животных из хвалынских памятников, произведенные А.Г. Петренко, показывают, что население занималось, в основном, скотоводством и разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота (Петренко А.Г., 1994). Подсобную роль в хозяйстве играла охота, рыболовство и собирательство. Хвалынская культура входит в область распространения культур развитого энеолита степного и лесостепного Прикаспия и Причерноморья, названную хвалынско-среднестоговской.
     Следует отметить значительное увеличение численности и определенную консолидацию населении хвалынской культуры. Она выглядит достаточно монолитной на всей территории ее распространения от Каспийского моря на юге до лесостепных районов на севере. Наблюдается взаимодействие населения хвалынской культуры с западными, северными и восточными энеолитическими племенами Восточной Европы, о чем свидетельствуют находки собственно хвалынской керамики на синхронных инокультурных памятниках (Саузовские стоянки на р. Белой в Башкирии, Раздорская на Нижнем Дону) или керамики, близкой по облику хвалынской (памятники русско-азибейского типа в Прикамье, Имеркские стоянки в Мордовии, Кашкар-Ата и другие в Восточном Закаспии).
     Дальнейшая судьба хвалынской культуры связана со сложением при ее участии населения ямной культуры. Между ними про слеживается прямая преемственность по погребальному обряду, инвентарю, керамике. Как уже отмечалось, курганный обряд погребения появляется и какое-то время сосуществует с бескурганным. Об этом свидетельствуют находки в подкурганных и бескурганных погребениях керамики хвалынского типа и другого аналогичного инвентаря, особенно таких уникальных изделий, как каменные скипетры.
     Репинская культура
     Репинская культура представлена немногочисленными сосудами, обнаруженными на II Шигонском поселении на р. Усе, стоянках II Большераковской и Лебяжинка IV на р. Сок в Самарской области. Сосуды имеют разные формы: высокие венчики, отделенные от тулова узкой шейкой, расширяющееся тулово и. короткую шейку, переходящую в раздутое тулово. В глиняном тесте содержится примесь измельченной раковины Орнамент нанесен веревочкой, ногтевыми вдавлениями, полукруглыми и треугольными отпечатками, выполненными в отступающей манере (рис.23, 1-4).

© История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. - Изд. Сам. науч. центра РАН; 2000
Редакционная коллегия: Копытов П.С., Васильев И.Б., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н., Храмков Л.В.
Редакторы: Выборнов А.А., Колев Ю.И., Мамонов А.Е.
Хостинг предоставлен: Порталом "Археология России"